Контакты

80234641519
detsad4@roohoyniki.by

247618 улица Колесника 9в, г. Хойники, Гомельская область
Открыть контакты

:: ::

Развитие фонематического слуха

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев  дети с нарушением речи не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны. Трудности слухового восприятия устной речи часто связаны  с несформированностью фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью   осуществлять операции различения и узнавания  составляющих звуковую оболочку слова.

Основные причины, вызывающие недоразвитие фонематического слуха:

- нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм, травм или заболеваний в раннем детстве;

- наследственные нарушения в деятельности отдельных зон мозга;

- отсутствие необходимого опыта выделения фонематических явлений.

Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Обследование фонематического слуха входит как обязательное в любое логопедическое обследование.

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

  •  нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  •  нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  •  нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Особенности фонематической системы дошкольников с ОНР

    У детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом. При нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР, как отмечает Т.А. Ткаченко, выявляется несколько состояний:

– недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);

– нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;

– неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).

Речь детей с ОНР характеризуется следующими особенностями:

  1. Замена детьми некоторых звуков, более лёгкими по артикуляции. Например, звуки [Л] и [Р] заменяются звуками [И] и [Л’]. Есть и такие дети, которые меняют все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – [Т], [Т’], [Д], [Д’]. Слово «сапоги» превращается в «тапоги», «шапка» изменяется на слово «тапка» и т.д.
  2. Дети затрудняются дифференцированно произносить пары или группы звуков. Происходит замена одним звуков ещё двух или трёх звуков. Например, звук [т’] вполне может послужить заменой трём звукам: [с], [ч], [ш] (тирень, тяйник, тярик вместо сирень, чайник, шарик).
  3. Дети смешивают звуки, то есть неустойчиво используют ряд звуков в произношении различных слов. В некоторых словах ребёнок может правильно употреблять звуки, а в других менять их на слова близкие по артикуляции. Например, правильно произносимые звуки [л], [р] и [с] в изолированном виде, в словах и фразах произносятся дефектно: «Столял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».
  4. Искажённое произношение детьми некоторых звуков. Дети могут дефектно произносить от двух до четырёх звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не видеть различий между множеством звуков, относящихся к разным группам. Сильное недоразвитие фонематических процессов может хорошо маскироваться под относительно правильным звукопроизношением.

Все перечисленные выше особенности могут возникать в сочетании с другими нарушениями произношения, такими как «горловой» звук р, «зубной» или «боковой» звук с и др.
В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма.

Крайне важно вовремя выявить детей, у которых имеется фонетико-фонематическое недоразвитие речи, организовать специальное обучение, направленное на его преодоление в повседневной жизнедеятельности ребёнка. Это позволяет справиться с речевым нарушением и наилучшим образом подготовить ребёнка к обучению в школе.

 Направления  работы по развитию фонематических функций.

Работа по предупреждению и устранению фонематических нарушений речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Поэтому вопрос о выявлении детей с фонематическими нарушениями в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальным вопросом на сегодняшний день.

Преодоление фонематических нарушений достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
       Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

 

 

Направления работы

  •  Развитие слухового внимания и памяти
  •  Развитие фонематического восприятия
  •  Развитие простых и сложных форм фонематического анализа
  •  Развитие фонематического синтеза
  •  Развитие фонематических представлений
  •  Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей.

Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.

Для развития слухового внимания и памяти используются игры «Кто тебя позвал?», «Отгадай, что я делаю?»,  «Подбери рифму» и др.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

  1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
  2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
  3. Различение звука в слове.
  4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
  6. Придумывание слов на определённый звук.
  7. При знакомстве с изолированным звуком, связанным с конкретным образом используются небольшие рассказы о данном звуке. Например, Жил-был звук  [ш]. Иногда у него бывало плохое настроение, и он начинал громко и сердито шипеть, как, например, масло на сковороде: «ШШШШШШ, Ошшшшшпарю! Или как гусь «Ш-ш-ш-ш» тебе сташ-ш-ш-шно?

- Можете пошипеть как шипящее масло?

  1. При различении изолированных звуков каждый звук «привязывается» к конкретному, хорошо запоминаемому образу: [ш] – шипит змея.
  2. Для различения звука в слове предлагаются упражнения, в которых нужно: - поднять руку (символ, флажок и т.п.), если в слове есть звук;

- назвать и отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук;                      - отложить столько фишек, сколько слов с заданным звуком  названо и др.

4.Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

осуществляется в ходе проведения игр «Поезд», «Гусеница», «Застегни пуговицу на рубашке»  и др.

     Для развития простых и сложных форм фонематического анализа  используются  следующие задания:

  1. Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Инструкция:    послушай и подними руку, если услышишь звук...

  1. Вычленение первого согласного звука из слова.

Инструкция:    подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

  1. Развитие навыка определения места звука в слове.

Инструкция:    Найди место звука ... в слове;

- отбери картинки, в названии которых звук ...стоит на 2 (3,4) месте;

- назови место звука ... в словах (в ряду слов);

- обозначь место звука на схеме;

- составь схему слова и др.

Развитие фонематического синтеза осуществляется через следующие задания:

1.Составь слово из звуков, данных в ненарушенной последовательности: м, а, к - мак. 

2.Договори слово: поми..,  виног..,  ябло..,  карто… и т.д.

3.Составь  слово из слогов, данных в беспорядке: ко-ло-мо – молоко

Развитие фонематических представлений                                                                            Придумай слово со звуком ... :

- придумай слово с 3,  4, 5 звуками;

- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

  1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.
  2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик). 3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса)

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению.

Таким образом, развитие фонематических функций является обязательной частью работы по формированию произносительной стороны речи, предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей по обучению грамоте
Картотеки
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
Отдел образования Хойникского райисполкома
http://hoiniki.gov.by/ru/education/
Портал рейтинговой оценки организации
-Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
Молодежь.бел.
105 ЛЕТ ОРГАНАМ ГОСУПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
-