Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев дети с нарушением речи не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны. Трудности слухового восприятия устной речи часто связаны с несформированностью фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания составляющих звуковую оболочку слова.
Основные причины, вызывающие недоразвитие фонематического слуха:
- нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм, травм или заболеваний в раннем детстве;
- наследственные нарушения в деятельности отдельных зон мозга;
- отсутствие необходимого опыта выделения фонематических явлений.
Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Обследование фонематического слуха входит как обязательное в любое логопедическое обследование.
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
Особенности фонематической системы дошкольников с ОНР
У детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом. При нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР, как отмечает Т.А. Ткаченко, выявляется несколько состояний:
– недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);
– нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;
– неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).
Речь детей с ОНР характеризуется следующими особенностями:
- Замена детьми некоторых звуков, более лёгкими по артикуляции. Например, звуки [Л] и [Р] заменяются звуками [И] и [Л’]. Есть и такие дети, которые меняют все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – [Т], [Т’], [Д], [Д’]. Слово «сапоги» превращается в «тапоги», «шапка» изменяется на слово «тапка» и т.д.
- Дети затрудняются дифференцированно произносить пары или группы звуков. Происходит замена одним звуков ещё двух или трёх звуков. Например, звук [т’] вполне может послужить заменой трём звукам: [с], [ч], [ш] (тирень, тяйник, тярик вместо сирень, чайник, шарик).
- Дети смешивают звуки, то есть неустойчиво используют ряд звуков в произношении различных слов. В некоторых словах ребёнок может правильно употреблять звуки, а в других менять их на слова близкие по артикуляции. Например, правильно произносимые звуки [л], [р] и [с] в изолированном виде, в словах и фразах произносятся дефектно: «Столял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».
- Искажённое произношение детьми некоторых звуков. Дети могут дефектно произносить от двух до четырёх звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не видеть различий между множеством звуков, относящихся к разным группам. Сильное недоразвитие фонематических процессов может хорошо маскироваться под относительно правильным звукопроизношением.
Все перечисленные выше особенности могут возникать в сочетании с другими нарушениями произношения, такими как «горловой» звук р, «зубной» или «боковой» звук с и др.
В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма.
Крайне важно вовремя выявить детей, у которых имеется фонетико-фонематическое недоразвитие речи, организовать специальное обучение, направленное на его преодоление в повседневной жизнедеятельности ребёнка. Это позволяет справиться с речевым нарушением и наилучшим образом подготовить ребёнка к обучению в школе.
Направления работы по развитию фонематических функций.
Работа по предупреждению и устранению фонематических нарушений речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.
Поэтому вопрос о выявлении детей с фонематическими нарушениями в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальным вопросом на сегодняшний день.
Преодоление фонематических нарушений достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Направления работы
Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей.
Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.
Для развития слухового внимания и памяти используются игры «Кто тебя позвал?», «Отгадай, что я делаю?», «Подбери рифму» и др.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
- Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
- Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
- Различение звука в слове.
- Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
- Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
- Придумывание слов на определённый звук.
- При знакомстве с изолированным звуком, связанным с конкретным образом используются небольшие рассказы о данном звуке. Например, Жил-был звук [ш]. Иногда у него бывало плохое настроение, и он начинал громко и сердито шипеть, как, например, масло на сковороде: «ШШШШШШ, Ошшшшшпарю! Или как гусь «Ш-ш-ш-ш» тебе сташ-ш-ш-шно?
- Можете пошипеть как шипящее масло?
- При различении изолированных звуков каждый звук «привязывается» к конкретному, хорошо запоминаемому образу: [ш] – шипит змея.
- Для различения звука в слове предлагаются упражнения, в которых нужно: - поднять руку (символ, флажок и т.п.), если в слове есть звук;
- назвать и отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук; - отложить столько фишек, сколько слов с заданным звуком названо и др.
4.Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
осуществляется в ходе проведения игр «Поезд», «Гусеница», «Застегни пуговицу на рубашке» и др.
Для развития простых и сложных форм фонематического анализа используются следующие задания:
- Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.
Инструкция: послушай и подними руку, если услышишь звук...
- Вычленение первого согласного звука из слова.
Инструкция: подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;
- Развитие навыка определения места звука в слове.
Инструкция: Найди место звука ... в слове;
- отбери картинки, в названии которых звук ...стоит на 2 (3,4) месте;
- назови место звука ... в словах (в ряду слов);
- обозначь место звука на схеме;
- составь схему слова и др.
Развитие фонематического синтеза осуществляется через следующие задания:
1.Составь слово из звуков, данных в ненарушенной последовательности: м, а, к - мак.
2.Договори слово: поми.., виног.., ябло.., карто… и т.д.
3.Составь слово из слогов, данных в беспорядке: ко-ло-мо – молоко
Развитие фонематических представлений Придумай слово со звуком ... :
- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;
- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;
- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.
- Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.
- Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик). 3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса)
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению.
Таким образом, развитие фонематических функций является обязательной частью работы по формированию произносительной стороны речи, предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!