Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.
Адаптация в начальный период обучения– перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному учебному процессу. В элементарных формах учебная деятельность осуществляется и ребёнком старшей возрастной группы, но для него она носит второстепенный характер, т.к. ведущей выступает игра (Таблица); мотивы учебной деятельности детей также являются преимущественно игровыми. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у детей старшего дошкольного возраста. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие учреждение дошкольного образования, поскольку здесь элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещающие учреждения дошкольного образования, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности в начальный период обучения, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
Готовность ребенка в начальный период обучения определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.
Особо отмечается понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости.
Период адаптации в начальный период обучения является очень сложным. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, бегают в перерывах, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с педагогами: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация протекает с подобными отклонениями, но есть те, у кого этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения невроза.
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. образовательный процесс для них является стрессогенным фактором, уже дорога в учреждение образования для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой на занятиях, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.
В характеристике процесса адаптации детей в начальный период обучения целесообразно выделить следующие формы:
- Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка, полученного в учреждении дошкольного образования или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
- Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения учебных принадлежностей, выполнение заданий по программе, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в группе сверстников, общение с ними и со взрослыми, отношение к процессу обучения, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
- Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье (Таблица).
Таблица. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов
Характеристика ведущей деятельности |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность |
1. Содержание |
Социальные нормы и смыслы человеческих отношений |
Общие способы решения классов задач |
2. Способ взаимодействия |
Условная воображаемая, символическая имитация |
Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца |
3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству |
«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия |
«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща |
4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра |
Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости |
Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия |
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности |
Воображение, символическая функция |
Рефлексия |
6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности |
Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра |
Способность (умение) учиться |
7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдаются: |
Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов(знаний, умений и навыков). |
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются: |
Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм |
Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления |
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются: |
Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании |
Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность |
10. Вклад возраста в учебную деятельность |
Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии |
Умение учиться самостоятельно |
Таким образом, создание благоприятных условий адаптации ребенка в начальный период обучения с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.
Сроки адаптации детей могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к условиям обучения отмечается в первом полугодии. Однако установлено, что у 20 — 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким.
Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
Трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка (Схема).
В целях снятия напряжения в трудный адаптационный период первый школьный месяц в школах Беларуси посвящен изучению курса «Введение в школьную жизнь».
Схема. Взаимодействия различных факторов риска в процессе развития школьной дезадаптации.
Источники:
- З.Л. Шинтарь «Теоретические аспекты перехода от дошкольного к начальному образованию».
- Интернет-сайт «Ваш психолог»: http://www.vashpsixolog.ru/