|
В учреждении производится приём документов, дающих право на единовременную материальную выплату к новому учебному году.
Согласно пункту 11 мероприятий подпрограммы 1 «Семья и детство» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы, утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2021 г. № 28, выплата производится:
è многодетным семьям на каждого учащегося, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования (на уровне общего среднего образования). Предусмотрена выплата опекунским семьям, воспитывающим троих и более несовершеннолетних детей, которые не получают государственных дотаций на содержание детей.
Единовременная помощь к новому учебному году выдаётся на основании документов:
- заявления одного из родителей;
- копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность одного из родителей;
- копии свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
- справки о месте жительства и составе семьи;
- справка с учреждения образования по каждому обучающемуся ребёнку;
- необходимо открыть карт-счёт в АСБ «Беларусбанке», куда будут зачисляться денежные средства (при подаче документов обязательно предоставлять выписку из лицевого счёта для зачисления единовременной помощи к школе).
Консультации по телефону: 4-53-19 (отделение первичного приёма, анализа, информирования и прогнозирования). Документы принимаются по адресу: г. Хойники, ул. Советская, д. 129, кабинет № 3. Время работы: понедельник-пятница с 8.30 до 17.30, обеденный перерыв: 13.00-14.00.
Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.
Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 12 июня по 28 августа подают следующие документы:
- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования; - медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка; - свидетельство о рождении ребенка.
Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?
Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?
Не обязательно.
Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?
Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.
Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.
Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.
В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.
Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.
С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.
Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
- уроки проводятся только в первую смену; -для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение; - каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения; - учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе; - наполняемость класса – не более 20 человек; - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели; - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая; - продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут. - домашние задания учащимся не задаются.
Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?
В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?
Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.
Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.
Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.
В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.
Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.
Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.
Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?
Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.
Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада. Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.
При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.
Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.
Первокласснику необходимы:
- набор шариковых ручек - фломастеры и карандаши - ластик - точилка - обложки для тетрадей и книг - пенал - линейка - краски (акварельные или гуашь) - альбом для рисования - набор кисточек.
Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?
Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.
Адаптация в начальный период обучения– перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному учебному процессу. В элементарных формах учебная деятельность осуществляется и ребёнком старшей возрастной группы, но для него она носит второстепенный характер, т.к. ведущей выступает игра (Таблица); мотивы учебной деятельности детей также являются преимущественно игровыми. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у детей старшего дошкольного возраста. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие учреждение дошкольного образования, поскольку здесь элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещающие учреждения дошкольного образования, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности в начальный период обучения, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
Готовность ребенка в начальный период обучения определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.
Особо отмечается понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадаптация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемости.
Период адаптации в начальный период обучения является очень сложным. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, бегают в перерывах, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с педагогами: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация протекает с подобными отклонениями, но есть те, у кого этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения невроза.
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. образовательный процесс для них является стрессогенным фактором, уже дорога в учреждение образования для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой на занятиях, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.
В характеристике процесса адаптации детей в начальный период обучения целесообразно выделить следующие формы:
- Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка, полученного в учреждении дошкольного образования или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
- Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения учебных принадлежностей, выполнение заданий по программе, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в группе сверстников, общение с ними и со взрослыми, отношение к процессу обучения, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
- Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье (Таблица).
Таблица. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов
Характеристика ведущей деятельности
|
Игровая деятельность
|
Учебная деятельность
|
1. Содержание
|
Социальные нормы и смыслы человеческих отношений
|
Общие способы решения классов задач
|
2. Способ взаимодействия
|
Условная воображаемая, символическая имитация
|
Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца
|
3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству
|
«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия
|
«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща
|
4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра
|
Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости
|
Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия
|
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности
|
Воображение, символическая функция
|
Рефлексия
|
6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности
|
Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра
|
Способность (умение) учиться
|
7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдаются:
|
Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
|
Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов(знаний, умений и навыков).
|
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются:
|
Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм
|
Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления
|
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются:
|
Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании
|
Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность
|
10. Вклад возраста в учебную деятельность
|
Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии
|
Умение учиться самостоятельно
|
Таким образом, создание благоприятных условий адаптации ребенка в начальный период обучения с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика.
Сроки адаптации детей могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к условиям обучения отмечается в первом полугодии. Однако установлено, что у 20 — 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким.
Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
Трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка (Схема).
В целях снятия напряжения в трудный адаптационный период первый школьный месяц в школах Беларуси посвящен изучению курса «Введение в школьную жизнь».
Схема. Взаимодействия различных факторов риска в процессе развития школьной дезадаптации.
Источники:
- З.Л. Шинтарь «Теоретические аспекты перехода от дошкольного к начальному образованию».
- Интернет-сайт «Ваш психолог»: http://www.vashpsixolog.ru/
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.
Нет, не готовим! Они уже живут!
И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Что важно сделать перед школой?
- Развивать мелкую моторику руки ребёнка.
- Сформировать интерес к книге.
- Приучить соблюдать режим дня.
- Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.
Помните!
- Характер формируется до 3-х лет.
- До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
- Организуйте распорядок дня:
- стабильный режим дня;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
- Развивайте самостоятельность у детей
Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!
- Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
- Выполняет утреннюю гимнастику.
- Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
- Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
- Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
- Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
- Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.
- Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.
Через самостоятельность к организованности!
- Формируйте у ребенка умения общаться:
- обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
- Уделите особое внимание развитию произвольности:
- учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
- Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
- во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
- выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
- используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
- развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
- составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
- можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
- знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
- научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
- научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 5 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут
- Тренируйте руку ребенка:
- развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
- копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
На этапе подготовки:
- избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- предоставляйте право на ошибку;
- не думайте за ребёнка;
- не перегружайте ребёнка;
- не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
- устраивайте ребенку маленькие праздники
На заметку родителям!
Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Десять советов родителям будущих первоклассников
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение. Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами. Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия). Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано? Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли). Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки). Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома. Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком. Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
В данный список входят канцелярские товары, которые необходимы ученику в процессе учебы. Список сформирован на основе данных учителя начальных классов. Возможно, Ваш учитель скорректирует некоторые позиции и учетом своих требований и пожеланий.
Пенал
Тетради в клетку 12 л - 4 -10шт.
Тетради в косую линейку 12л – 4-10шт.
Линейка деревянная 20 см
Ручки шариковые синие
Карандаши простые ТМ – 2 шт.
Папка для тетрадей
Карандаши цветные 12 цветов
Точилка закрытая
Ластик 2 шт.
3 пачки салфеток
2 пачки туалетной бумаги
Книга для чтения в твердом переплете
Настольные игры (шашки, пазлы, конструктор и др.)
Спортивная форма
Для уроков рисования
Акварель от 12 цветов
Кисточки круглые (тонкая и толстая)
Баночка непроливайка
Блок для рисования – 2 шт.
Раскраска
Для уроков труда
Пластилин 8 цветов
Цветная бумага
Ножницы с закругленными концами с футляром
Клей ПВА
Клей-карандаш (большой)
Доска для лепки
Папка для труда на замке
Уважаемые родители!
В жизни вашего ребенка скоро наступит важное событие – он пойдет в школу. Все вы хотите, чтобы период школьного обучения стал радостным для него, чтобы он ходил в школу с удовольствием, нашел общий язык с одноклассниками и учителем, чтобы был уверен в своих силах. Поэтому темой нашей консультации является «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ».
Давайте вначале определимся, а что же такое ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ? Это такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Ключевые слова здесь: уровень развития. Так какого же уровня должен достичь ребенок перед поступлением в школу.
Прежде всего, мы поговорим об уровне его физического развития. Ведь учеба – это тяжкий труд и она требует значительных физических затрат. Следовательно, в первую очередь, будущий первоклассник должен быть здоров. Однако это в идеале. Сейчас мало детей могут похвастаться идеальным здоровьем. Поэтому желательно, чтобы перед поступлением в школу ребенок хорошенько отдохнул (съездил в деревню, в санаторий, походил в бассейн). Полезно будет приучать ребенка делать утреннюю гимнастику, а также побольше двигаться. Так как малоподвижность отрицательно влияет на обучение в школе.
Кроме того, важно, чтобы у ребенка были нормально развиты анализаторы, то есть слух и зрение. Нужно обратить внимание и на развитие речевого аппарата дошкольника (нет ли дефектов речи, правильность произношения звуков). Для будущего первоклассника важно обладать развитой мелкой моторикой пальцев, координацией движений.
Особо нужно выделить такое физическое качество ребенка как выносливость, ведь будущему первокласснику нужно выдерживать физические и интеллектуальные нагрузки (и портфель поднять, и несколько уроков высидеть).
Далее мы поговорим об уровне интеллектуального развития будущего первоклассника. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Однако количество накопленных знаний еще не является показателем уровня умственного развития ребенка. Современные программы обучения, их усвоение требует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. У будущего первоклассника должны быть развиты психические процессы: мышление, память, воображение, речь.
Кроме того должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, так как интеллектуально пассивные дети часто оказываются в числе отстающих.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, и, следовательно, будут возникать ошибки в грамотности.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Значимым компонентом интеллектуальной готовности к школе является уровень саморегуляции. Сюда входит самоконтроль, произвольность поведения, развитие внимания. Так, к первому классу ребенок должен быть способен не отвлекаться в течении 10-15 мин., а также уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Однако интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду личностную и социально-психологическую готовность.
Она заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего новое положение в обществе.
Что же привлекает детей в школе? Кого то привлекают внешние атрибуты школьной жизни («Мне форму купят красивую!»), но не это самый главный мотив. Школа привлекает детей в основном учением («Хочу учиться, чтобы быть как папа!»). И это стремление естественно для ребенка, готового к школьному обучению.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, ему будет трудно в школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения к школе – запугивание детей школой («Снова ты ничего не знаешь. Как ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь получать!»).
Однако только восторженные отклики родителей о школе тоже не принесут ребенку пользы. Так, ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе.
Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.Так, рассказы о своих любимых учителях, чтение художественной литературы, просматривание кинофильмов, экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.
Для психологической готовности ребенка к школе важна и адекватная самооценка ребенка. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой".
Нужно приучать ребенка нормально воспринимать критику. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей может стать и разрушительной, может снижать и без того низкую самооценку ребенка. Сделать критику полезной родители могут с помощью правил полезной критики.
И вот эти правила:
1. Золотая пропорция воспитания. Золотая пропорция воспитания указывает на соотношение одобрения и критики в обращениях к ребенку. Это "пропорция 4 : 1": четыре знака одобрения на каждое критическое замечание. 2. Разделение критики и чувств. Полезная критика всегда спокойна. 3. Доброжелательная критика. Ваша критика будет полезной для ребенка, если замечания будут говорить о вашей любви и уважении к ребенку. 4. Критика поступков. Полезная критика касается поступков и действий ребенка, но не его личности. 5. Конкретная критика. Полезная критика включает в себя конкретные ваши пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают. 6. Созидательная критика. Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребенка. 7. Аргументированная критика. Полезная критика включает в себя объяснения преимуществ желательного поведения. Если вы скажете ребенку: "Делай так, потому что я так сказал", то это будет приказом, а не объяснением. 8. Критика с тренировкой. Завершите вашу критику тренировкой желательного поведения. Например, после вашего замечания по поводу брошенной одежды и объяснения, как и зачем она прибирается, вы предлагаете ребенку представить, что он пришел после прогулки и переодевается. Пусть, играя, ребенок приберет одежду нужным образом. Завершение тренировки - самый подходящий момент для родительской похвалы.
В социально-психологическую готовность входит потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы (то есть умение задать учителю вопрос по существу, спокойно выразить несогласие, попросить о помощи или самому предложить помощь).
Первые образцы поведения ребенок получает в семье. Если во время семейных разговоров ему постоянно твердят: "Не вмешивайся в разговор старших", "Молчи, когда взрослые разговаривают", то вряд ли он будет проявлять инициативу в общении с учителем. В то же время нельзя назвать удачной и другую крайность, когда ребенок без конца перебивает взрослых, панибратски относится к родителям, бабушкам и дедушкам.
Важным личностным качеством первоклассника является автономность. В поведении автономность проявляется как независимость, самостоятельность и ответственность. Недостаток самостоятельности ребенка или ее полное отсутствие часто является результатом чрезмерной родительской помощи.
Родителям важно дозировать свою помощь сыну или дочери. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, но самое главное у него формируется зависимость от окружающих его людей. Если родительская помощь недостаточна, ребенок оказывается в ситуации "брошенности". У некоторых детей она вызывает чувство "никому ненужности", которое блокирует всякую активность. Поэтому они оставляют всякие попытки освоить то, чему их хотят научить взрослые, и надолго сохраняют убеждение: "У меня ничего не получается".
И еще один, но не менее значимый, аспект готовности ребенка к школе – волевая готовность. Она заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Надо приучать его думать и о результате, а не побыстрее разделаться и все забыть.
Итак, подытожив все вышесказанное, отметим, что ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению в школе.
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
- Объяснить с помощью слов, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
- Понимать смысл того, о чём ему читают?
- Чётко выговаривать своё имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашами или мелком на бумаге?
- Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
- Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
- Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Проявлять интерес к окружающим предметам?
- Ладить с другими людьми?
Советы педагогов
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Первого сентября ваш ребенок станет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.
Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное? Чем вы занимались на уроке чтения? Что веселого было на уроке физкультуры? В какие игры вы играли? С кем ты подружился в классе?» и т.д.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя!
Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.
- Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
- Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
- Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
- Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.
- Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
- Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
- Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
- Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
- Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера е качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
- Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
- Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
- Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
- Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
- Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
- Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
- Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
- Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
- Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
- Радуйтесь его победам над собой. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Количество просмотров:
|
|