Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.
Аудитория: родители детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.
- Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.
- Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.
Ожидаемые результаты:
- Вызвать у родителей желание, интерес играть с детьми в речевые игры.
- Осознание родителями значимость речевых игр в развитии ребенка.
Материал и оборудование:
Мяч, снежинка.
Картотека предлагаемых игр для развития речи детей дома.
Памятки с описанием игр, в которые могут играть родители с детьми.
Логика проведения:
I этап. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу. Но для начала давайте проведём небольшую разминку:
– Скажите громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Как вы понимаете фразу «говорить красиво»? (выслушиваются ответы родителей)
Итак, «говорить красиво» - это значит:
- четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
- использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения);
- оформлять предложения грамматически правильно;
- добиваться эмоциональной выразительности речи.
Чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, в условиях семьи существует множество различных игр, упражнений, заданий, которые можно провести в свободное время, по дороге в детский сад и обратно, в выходные дни, на прогулке, перед сном ребенка дома.
В игре устанавливается эмоциональная связь между вами и вашими детьми. Развитие речи происходит в общении, в радости, желании доверять друг другу, проявлять самостоятельность. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры.
II этап. Игры и упражнения.
- «Только снежные слова».Играть лучше в кругу. Нужно назвать по очереди только снежные слова, передавая друг другу, например, снежинку. Первый игрок произносит: «Снег», второй: «снежинка», третий: «сугроб» и т. д. Игра движется по кругу, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только «зеленые» слова (огурец, елка и т. д.), только «круглые» (колобок, колесо и т. д.).
2.«Слова – мячики». Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает мяч и одновременно произносит слово, допустим «Холодный», а ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Горячий». Затем игроки меняются ролями.
3.«Цепочка слов»
Ребенок с вашей помощью составляет цепочку из слов, которые соединяются между собой логически, с помощью вопросов. Например, исходное слово «цветок»
Воспитатель: Какой бывает цветок?
Родитель: Яркий, красивый, большой.
Воспитатель: Что еще большим бывает?
Родитель: Дом, деревья, животные.
Воспитатель: Какие бывают животные?
Родитель: Дикие, домашние, хищные.
Воспитатель: Кто из животных бывает хищным?
Родитель: Тигр, рысь, леопард и т. д.
4.«Узнай, что это? » (на основе опробования продуктов).
Детям предлагается отгадать на ощупь, что находится в мешочке.
-Что сказали ручки? (круглый, шершавый, с хвостиком).
Предложить понюхать, что лежит в закрытой тарелочке.
-Что сказал носик (ароматный, приятный запах).
-Что сказали глазки? (оранжевый, круглый, похож на мяч)
Предложить попробовать по-маленькому кусочку.
- Что сказал ротик? (сочный, сладкий.)
Составьте загадку на основе знаний о фруктах.
5.«Выбери правильное слово»
Ребенку предлагаем выбрать одно слово из предложенных, подходящее по смыслу. Например:
- По двору бегали (желтые, зеленые, оранжевые) цыплята.
- Папа на работу взял (корзинку, сумку, чемодан)
- Снег растает (зимой, летом, весной)
- Пароход передвигается по (рельсам, дороге, воде)
- Повар готовит на (шкафу, на поляне, на кухне)
- Белка живет (в конуре, дупле, берлоге)
- В лесу мы собирали (карандаши, грибы, конфеты)
- После еды мы (прощаемся, благодарим, здороваемся)
- Ночью на небе (птицы, звёзды, ракеты)
- «Загадки-обманки»
-Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый… слон /медведь/
-Быстрее всех от страха несется… черепаха /заяц/
-В теплой лужице своей громко квакал… муравей /лягушонок/
-Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку… еж/жираф/
-Под луною песню петь сел на веточку… медведь /соловей/
-На заборе поутру кукарекал… кенгуру /петух/
-Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… лисица /белка/
III этап. Подведение итогов.
Надеемся, что наши игры не оставят вас равнодушными и вызовут желание поиграть со своим малышом. Ведь если родители будут играть с ребенком в речевые игры, то у него развивается воображение, мыслительные процессы, память, внимание, обогащается активный словарь, автоматизируются поставленные звуки.
Чем богаче и правильнее речь у малыша, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей. Совместная игровая деятельность родителей и ребенка - это уникальный вид сотрудничества, в ходе которого ребенок получает огромный навык общения - это умение слышать друг друга.
Итак, надеемся, что мастер- класс помог вам в обучении детей умению красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.