Цель : показать важность участия семьи в логопедической работе , привлечь внимания родителей к формированию единого понимания цели и задач , средств и методов воспитания детей , их эмоционального благополучия , полноценного речевого , физического , психического и умственного развития.
Задачи :
- обозначить этапы логопедической работы в детском саду и дома ;
- активизировать значения родителей о значимости развития артикуляционной моторики ;
- сформировать представления о правильном выполнении артикуляционных упражнений ;
- обучать игровым приёмам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома ;
- расширять степень включённости родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Форма работы : групповая
Материалы и оборудования :
-Демонстрационный : презентация «Как организовать логопедические занятия дома»
-Раздаточный : зеркала по количеству участников , памятка «Как организовать логопедические занятия дома» , буклеты «Артикуляционная гимнастика» , «Пальчиковая ги
мнастика» , «Дыхательные упражнения» .
Ход мероприятия :
-Здравствуйте , уважаемые родители !
-Крикните громко и хором , друзья ,
Помочь откажитесь мне ? (нет или да)
Деток вы любите ? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс ,
Сил совсем нет
Вам лекции хочется слушать здесь ? (нет)
Я вас понимаю …
Как быть господа ?
Проблемы детей решать нужно нам ? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажитесь мне ? (нет)
Последние спрошу у вас я :
Активными все будете ?(нет или да)
Вы осознали , что вашим детям нужна помощь специалистов . Но хотелось бы подчеркнуть , что вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка . Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то , что он будет считать важным в жизни , на формирование его системы ценностей .
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения … Взрослые должны приложить не мало усилий , чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно . Совместная работа педагогов ДОУ и родителей – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того , как организованно педагогическое просвещение родителей . Этот мастер класс призван помочь вам в этом . Мы проведём его в нетрадиционной форме , следуя правилу Конфуция : «Скажи мне , и я забуду . Вовлеки меня , и я , может быть , запомню .Вовлеки меня , и я пойму» , переведённому современными учёными и выраженному на сухом языке цифр : услышанное запоминается на 15% , услышанное и увиденное запоминается на 25% , записанное на 40 % , проделанное на 70% .
И так , с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Как организовать логопедические занятия дома». Что бы родители стали хорошими учителями , вы должны знать , что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа : подготовительные упражнения ; постановка звука ; закрепление звука в слогах , словах и в введение его в речь .
Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребёнка правильного восприятия звука на слух ( уменье отличать правильно произносимый звук от неправильного ) , на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка , губ , нижней челюсти ) , на выработку сильной воздушной струи (например , при произнесении звука «р» нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка , что бы привести его в колебательное состояние ).
Чем лучше будет проведена подготовительная работа , тем быстрее ребёнок научится правильно произносить звуки . Трудно сказать , сколько понадобиться времени для подготовительных упражнений . В одних случаях несколько занятий , в других – несколько недель . Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата , от состояния речевого слуха , а так же индивидуальных особенностей ребёнка .
Постановка (вызов ) звука . Чтобы вызвать у ребёнка правильный звук , необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания .Для этого сядьте за стол , поставьте перед собой зеркало и , произнося наиболее трудные звуки внимательно посмотрите , какое положение принимают ваши губы , зубы , язык . Запомните это положение . Это важно для исправления дефекта , для постановки звука . Затем посадите перед зеркалом ребёнка и попросите его произнести тот или иной звук . Присмотритесь , какое положение принимают его органы речи , сравните с положением и движением органов речи у себя .
Теперь основная задача заключается в том , чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука . Если удаётся вызвать звук по подражанию , то , минуя подготовительный этап , можно сразу приступить к закреплению в словах и речи.
Закрепления звука введение его в речь . При закреплении звука необходимо соблюдать определённую последовательность . Сначала звук закрепляется в слогах , затем в словах и лишь потом во фразах .
Остановимся более подробно на первом этапе работы по исправлению недостатков произнесения звуков .
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям , не правильно произносящим ту или иную группу звуков , в семье .
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения , данные логопедом , родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка правильному произнесению тех звуков , которые он плохо произносит .
Для выработки полноценных движений губ , языка , челюсти , как уже было сказано , полезна артикуляционная гимнастика .
Различные упражнения способствуют :
-выработке целенаправленной воздушной струи ;
-расслаблению мышц языка ;
-умению удерживать язык в спокойном , расслабленном положении ;
-укреплению мышц языка ;
-подъёму мышц языка вверх ;
-вырабатыванию подъёма спинки языка вверх и т.д.
Рекомендации :
1 .Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись .Лучше выполнять упражнения два раза в день утром и вечером, по 3-5 мин. Не следует предлагать детям более 3 упражнений за раз .
2.Каждое упражнение выполняется 5-7раз .
3.Статические упражнения выполняются по 10-15сек .(удержание артикуляционной позы в одном положении )
4.А.Г.выполняют сидя , так как в таком положении у ребёнка прямая спина , тело не напряжено , руки и ноги находятся в спокойном положении .
5.Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого , а так же своё лицо , чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнений упражнений . Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом , так же ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9*12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
6.Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счёт , с хлопками , под музыку .
7.К последующим упражнениям надо переходить , лишь усвоив предыдущие.
8.При проведении упражнений не всегда у ребёнка может всё получиться , и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы . В таком случае родители не должны фиксировать ребёнка на том , что у него не получается , надо подбодрить ребёнка , вернуться к более простому упражнению , указав , что раньше тоже не получалось , а теперь он уже научился .
Практическая часть .(Родителям раздаются зеркала )
СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫКЕ
( комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь – это губы. Давайте откроем ее ( « Заборчик» ).
Вторая дверь – зубы. Откроем и ее ( « Окошко» ).
Что же делает наш Язычок ? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа ( « Лопаточка»)
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок ( некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (« Улыбка»), взял трубу и заиграл « Ту-ту, я проснулся!!! ( « Дудочка» ).
Пошел Язычок на кухню , а там мама тесто месит « Пя-пя» ( « Помесим тесто») и блины печет ( « Блинчик» ). Взял Язычок чашечку с чаем ( « Чашечка» ), варенье, бублики ( « Бублик») и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье ( « Вкусное варенье» ). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус ( « Фокус» ).
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься ( «Качели» ). Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке ( « Лошадка»).
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы, а затем и первую – губы( сомкнуть губы).
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто вы жалуетесь , что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики , которые можно использовать дома.
«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ»
Автор данной методики С.В. Коновалова
(диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см,
веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)
- Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
- Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
- Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
- Крутить шарик лакательными движениями языка.
- Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».
- Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
- Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
- Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ
- Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
- Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
- Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
- Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
- Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие
движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. - Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
- Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов
растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
ИГРЫ С ВАТНЫМИ ШАРИКАМИ И БУТЫЛОЧКАМИ, СВЕЧКАМИ
«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).
«ВОЛШЕБНАЯ БУТЫЛОЧКА»
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в трубочку вставленную в бутылочку с шариками из пенопласта. При точном попадании воздушной струи в бутылочку шарики вращаются. Это очень нравится детям.
Обратите внимание!
- Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
- Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
«СВЕЧА»
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите
ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не
должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к
ребенку, затем постепенно удалять ее.
«ФОКУС» («Снежинка на носу»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение:
На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной
воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание!
- Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
- Не сжимать язы зубами.
- Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков
«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом).
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
-Уважаемые родители , я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных приемов для развития артикуляционного аппарата.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать . (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: « тук,тук,тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер – класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер – классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остается только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.