- Вызывание гласных звуков
- Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:
— У-у-у!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— У-у-у!
Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
- Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:
— А-а-а!
Предлагаем спеть вместе:
— А-а-а!
Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.
- Как укачивают куклу?
- А-а-а!
- Округляем губы, громко поем:
— О-о-о!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— О-о-о!
Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
- О-о-о!
- Растягиваем губы в улыбку, громко поем:
— И-и-и!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— И-и-и!
Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.
- Как кричит лошадка?
- И-и-и!
- Уточнение произношения гласных звуков
- Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение
и понижение тона):
- У-у-у!
- А-а-а!
- О-о-о!
- И-и-и!
- Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
- У-а-о-и!
- А-о-и-у!
- О-и-у-а!
- И-у-а-о!
- Закрепляем материал прошлого занятия:
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а! И т. п.
- Пение слияний гласных звуков
- Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»
- Как кричат дети?
- Ау! Ау!
- Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!»
- Как плачет малыш?
- Уа! Уа!
- Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!»
— Как кричит ослик?
- Иа! Иа!
- Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
- Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова?
- Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?
- Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка?
- Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок?
- Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка?
- Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?
- Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу!» —
Рыжий кот.
Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес.
Хвост кольцом и черный нос.
«И-го-го!» —
Вот это конь!
Хвост и грива как огонь.
«Бе-бе-бе!» —
Барашек черный.
Он веселый и проворный.
«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»
«Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»
- Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски.
— Быстро дайте
молока Для котенка и щенка».
«Гав! Гав! Гав!Щенокв корзинке. «Гав! Гав! Гав!» Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»
7. Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»
Как кричит курочка?
- Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь?
- Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!» Как кукует кукушка?
- Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!» Как квакает лягушка?
- Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка?
- Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?
- Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Машина гудит: би-би-би! Как гудит машина?
- Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум! Как играет мальчик?
- Папа стучит молотком: тук-тук-тук! Как папа стучит молотком?
- Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь! Как звенит колокольчик?
- Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду! Как мальчик играет на дудочке?
Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.
- Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Малыш топает: топ-топ-топ! Как топает малыш?
- Вода капает: кап-кап-кап! Как капает вода?
- Часы тикают: тик-так! Как тикают часы?
- Часы бьют: бом-бом-бом! Как бьют часы?
- Охотник стреляет: пиф-паф! Как стреляет охотник?
- Зайчик прыгает: прыг-прыг! Как прыгает зайчик?
10.Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!» Как мальчик погоняет лошадку?
Девочка наказывает куклу: «На! На! На!»
Как девочка наказывает куклу?
Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!» Как дядя погоняет ослика?
Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!» Как капризничает малыш?
11.Вызывание междометий
Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
- Мячик упал в воду:
— Ах! Ах! Ах!
- У девочки болит зуб:
— Ох! Ох! Ох!
- Дети качаются на качелях:
— Ух! Ух! Ух!
- Папа рубит дрова:
— Эх! Эх! Эх!
- Заучивание слов из одинаковых слогов
Рассматриваем с малышом и называем картинки, предлагаем малышу произнести слова вместе.
папа Нана
мама Тата
ляля баба
дядя би-би
- Уточнение произношения гласных и согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее:
— Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау!»
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
14.Уточнение произношения гласных и согласных звуков
Показываем ребенку картинку, рассказываем:
— У Кати Ляля. Катя, дай Лялю!
— Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить.
15.Уточнение произношения гласных и согласных звуков
Показываем ребенку картинку, рассказываем:
- Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би.
- Тетя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Просим ребенка повторить.
- Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать.
Задавайте ребенку вопросы:
- Где мама?
- Где папа?
- Где баба? И т.д.
Пусть ребенок показывает и называет членов семьи. Подберите фотографии для составления простых предложений:
- Мама идет.
- Папа сидит.
--- Катя ест суп.
- Заучивание слов — названий игрушек.
Работа над простым предложением
Покажите малышу картинки с изображениями игрушек и назовите их. Попросите ребенка: «Покажи зайку, мишку, куклу» и т. п. Пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями:
- Папа, дай кису.
- Мама, на кубик.
- Вова, кати мяч.
18.Уточнение произношения звуков [М], [М']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
мама мыть Моя мама,
муха мыло Мой мяч.
моя мою Мою мяч.
мой мяч Мама, муха!
- Уточнение произношения звуков [П], [ГГ]
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
папа петь пили Папа, пили.
Петя пить пей Петя, пей.
пух пилить пой Папа, пой.
- Уточнение произношения звуков [Б], [Б']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
баба бить Боба, бей!
Боба бей
Бобик бак
Вот баба. Баба у дома. Бобик на бабу: «Ав! Ав!» Бобик, это баба!
- Уточнение произношения звуков [Ф], [Ф']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения.
Фома кофе Вот туфли. У мамы туфли.
Федя кофта Вот кофта. У Фени кофта.
Фима туфли Папа, пей кофе.
- Уточнение произношения звуков [В], [В']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения,
вата Вова Вот вата. У Вити вода,
вода Витя Вот вода. Вова, пей воду.
Ваня ванна У Вовы вата. Мама моет Вову.
- Уточнение произношения звуков [Т], [Т]
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения.
Таня тетя Вот Тома. У тети Таня и Тома.
Тома кот У Тимы кот. Тут Тима и Таня.
Тима
- Уточнение произношения звуков [Д], [Д']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
дом Даня вода Это дом.
дым Дуня куда Это дым.
дыня Дина дай У дома дуб.
дуб дядя дать У Димы дыня.
ДУДКА
У Димы дудка. Дима:
— Ду! Ду! Ду!
ДЫНЯ
У Дины дыня.
- Дина, дай дыню!
- На, Дуня, дыню!
- Уточнение произношения звуков [Н], [Н']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
Нана Ната Тут Ната.
Нина нота Вот Нина.
Нона кино Там Инна.
Анна нога Болит нога.
Инна ноги
- Уточнение произношения звуков [К], [К']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения.
Катя кот кати У Кати киса. Вот кит.
киса кит мак Катя, кати!
МАК
У Кати мак.
- На, мама, мак.
- Дай, Катя, мак.
- Уточнение произношения звуков [Г], [Г']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
Гена ноги гони
гусь беги гуди
гуси губы где
ГУСИ
- Гена, где гуси?
- Вот гуси. Гуси: «Га-га-га!»
- Гена, беги!
- Уточнение произношения звуков [X], [X']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
хата пух У нас хата. Вот муха,
халат мех Хата мала. У зайки пух.
уха муха У мамы халат. Ухо болит,
ухо тихо У кисы мех. Вова ест уху.
- Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить звукоподражания.
Я люблю свои игрушки — Киску, зайку и лягушку,
Заводного петушка И пушистого щенка.
- Мяу-мяу! — киска плачет.
- Ква-ква-ква! — лягушка скачет.
- Гав-гав-гав! — кричит щенок.
- Ку-ка-ре-ку! — петушок. Я люблю свои игрушки
И подолгу в них играю. Киску, зайку и лягушку На машине я катаю.
- Мяу-мяу! — киска плачет.
- Ква-ква-ква! — лягушка скачет.
- Гав-гав-гав! — кричит щенок.
- Ку-ка-ре-ку! — петушок.
- Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.
ДОМ
Строим дом — ом, ом, Впятером — ом, ом. Вот окошко, крыша вот. От-от-от, от-от-от.
Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.
Дом растет — от, от, Видит кот — от, от.
Крыша вот, а вот труба. Ба-ба-ба, ба-ба-ба.
Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.
- Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.
ДОЖДЬ
Сильный дождь идет в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! В лужи он налил воды. Ды-ды-ды! Ды-ды-ды! Стала мокрою листва. Ва-ва-ва! Ва-ва-ва!
Дождь кончается в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Скоро я гулять пойду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Я по лужам побегу. Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!
Я на солнышко взгляну. Ну-ну-ну! Ну-ну-ну! Ах! Какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Распускаются цветы. Ты-ты-ты! Ты-ты-ты!
- Уточнение произношения звука [Ы]
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их, предлагаем малышу назвать картинки.
бык дыня Вот дым. У мамы сын.
дым мышь У Вовы дыня,
сын мыть Надо мыть ноги.